Главным направлением военных усилий Москвы стало наступление на Литву и затем на Польшу. Осуществлялось это под лозунгом собирания «всея Руси», включая Белоруссию и Украину. Ключевский отмечал что «это стремление возникло и разрабатывается прежде всего в московской правительственной среде и уже оттуда, из правительственного круга проникает в общество». Никаких особых прав на Белоруссию и Украину кроме военной силы у Москвы не было. Еще в XII веке княжеские междоусобицы отделили Северо-Восточную Русь от Киевской. (в 1169 г. суздальское войско разгромило и разграбило Киев, не пощадив ни храмов, ни жен, ни детей). После Батыева погрома почти вся Украина, Белоруссия и Смоленское княжество оказались в составе Литвы, не подчинившейся Золотой орде. Они сохраняли широкую религиозную и политическую автономию. Литовско-русская федерация поддерживала дружеские отношения с Новгородом, Псковым, Тверью и некоторое время даже родственно-опекунские отношения с Москвой (родной бабкой Ивана была дочь великого князя Литовского). Польско-литовско-русские (смоленские) войска еще в 1340 и 1362 гг. нанесли первые крупные поражения Золотой орде, подорвав ее военную мощь, а в 1410 г. в битве при Грюнвальде разгромили войска Немецкого ордена, остановив его продвижение на Восток.
В посланиях крымскому хану Иван III писал, что у него с Литвой прочного мира быть не может, пока он не воротит своей отчины, всей Русской земли, что борьба будет перемежаться только перемириями для восстановления сил, чтобы перевести дух. Москва активно поощряла разорительные набеги крымских ханов на Украину и Белоруссию, вела переговоры с Австрией о разделе Польши и семь раз воевала с Литвой и Польшей в XVI веке, что ускорило их сближение в единое государство. Наступление Москвы на Казань и союзничество с Австрией побудили Турцию переориентировать крымского хана на противоборство с Русью. Набеги из Крыма стали достигать самой Москвы и вынудили ее вновь выплачивать дань в виде даров хану. «Состояние непрерывной борьбы, - писал Ключевский, - стало нормальным для Московского государства в XVI веке». По оценке Н. Карамзина, впервые десятилетия численность дворянского ополчения, созываемого по случаю войны, была доведена до 300 тысяч «боярских детей» и 60 тысяч сельских ратников. Население страны в то время не превышало пяти миллионов человек Для сравнения: Франция в период итальянских войн с Испанией (1494-1559 гг.) имела в действующей армии 30-40 тыс. человек при численности населения 15-16 миллионов. В 1588 г. Испания пыталась завоевать Англию, направив к ее берегам флот с 18-тысячным войском.
Прямое изъятие на войну огромной массы мужчин сопровождалось еще более широким изъятием земли и крестьянского труда на содержание военнослужащего дворянского сословия. По подсчетам В. Ключевского, за 200- тысячной ратью можно предполагать 30 миллионов десятин пахотной земли. Особенно тяжелой оказалась судьба крестьян в мелкопоместных хозяйствах постоянно на грани полного разорения. Уход с насиженных мест к более крупному помещику, боярину или в монастырское хозяйство становится обычным явлением. Поэтому, прежде всего в целях обеспечения способности основной
20
массы дворян к военной службе Судебник 1497 г. ограничивает право крестьянского перехода к другому землевладельцу Юрьевым днем (неделя до и неделя после 26 ноября). Вольный крестьянский труд, замечает В. Ключевский, «начинает уже стесняться по мере сосредоточения в руках служилого сословия, военного класса, вербуемого государством для внешней обороны»
В первой половине XVI в. в добавление к конному дворянскому ополчению начинает создаваться более постоянное пехотное стрелецкое войско из служилых людей по прибору, т.е. недворянского звания, организуется казенное производство медных и чугунных осадных пушек Главными расходами казны становятся военные расходы. Налоги на землю, промыслы и торговлю начинают неудержимо расти, не оставляя достаточных средств для технического оснащения ручного труда в городе и особенно в деревне. Военным нуждам была подчинена и внешняя торговля. Главной статьей ввоза стало огнестрельное оружие, ядра, порох, сукна, серебряные деньги. Все это приобреталось у ганзейских купцов в Новгороде и Прибалтике в обмен на сырье и полуфабрикаты - меха, смолу, воск, мед, кожи, пеньку, лен.
Враждебность военного курса московского правительства жизненным интересам русского и соседних народов была очевидна для мыслящей части общества уже в те далекие времена. Дочь Ивана III, выданная замуж за литовского великого князя, писала отцу: « ... Вся земля, все надеялись, что со мною из Москвы в Литву пришло все доброе, вечный мир, любовь кровная, дружба, помощь на поганство; а ныне, государь отец, видят все, что со мною все лихо к ним пришло: война, рать, осада, сожжение городов и волостей; проливается христианская кровь, жены остаются вдовами, дети сиротами, плен, плач, крик, вопль». Царь дал суровую проповедь дочери, требуя не забывать о православии. Около 30 лет провел в заточении греческий монах Максим, приглашенный сыном Ивана Василием III для перевода греческих богослужебных книг. Его преступление состояло в обличительных сочинениях и высказываниях. Особый гнев царя вызвало поучение Максима Грека «О нестроении и бесчинии царей и властей», где говорилось: «Все только живут для себя, думают о расширении пределов держав своих, друг на друга ополчаются, друг друга обижают и льют кровь верных народов ... » В одном из посланий царю Максим советовал хранить мир со Всеми и не внимать речам тех, кто будет Подстрекать На войну.
Общественная мысль России в конце XV - начале XVI вв. была буквально пронизана гуманистическими идеалами: свобода человеческой воли и выбора между добром и злом (Ф. Курицын), ценность человеческой жизни, веротерпимость, национальное равенство (Ф. Косой), нестяжательство и нравственное самосовершенствование человека (Н. Сорский), закон, правда и милосердие как основа общественного добра и дела народного (Ф. Карпов), хлеб и крестьянский труд как основа жизни и общества, необходимость сокращения налогов и оброка (Ермолай-Эразм), недопустимость закабаления и порабощения крестьян, ростовщичества, телесных наказаний (В. Патрикеев). Но эпоха Возрождения на Руси не сложилась. И произошло это не из-за языкового барьера с латиноязычной Европой, а из-за непомерных военных нагрузок и военно-государствен-
21